Главная / О храме / Икона Божией Матери Милующая

Икона Божией Матери Милующая

Икона Божией Матери МилующаяИкона Божией Матери МилующаяИстория иконы Божией Матери «Достойно есть» связана с появлением известного литургического песнопения Православной Церкви «Достойно есть». Предание, сохранившееся на Святой Горе Афон, повествует, что в Х веке, в  царствование братьев-царей Василия и Константина Порфирородных и в патриаршество Николая Хрисоверга, неподалеку от монастыря Кареи на Афоне в одной из пещер подвизался старец с послушником. Однажды под воскресный день старец ушел в обитель на всенощное бдение, поручив послушнику остаться в келье и совершить в ней вечернюю службу. При наступлении ночи послушник услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял с христианской любовью.

Во время совершения всенощной службы в монастыре, послушник и его неведомый гость начали молитвенные песнопения. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба обратились к Ее иконе «Милующей», находившейся в келии, и стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского: «Честнейшую Херувим и славнейшую  без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Незнакомец заметил, что у них по- другому величают Божию Матерь, добавляя перед «Честнейшую...» слова «Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Матерь Бога нашего». От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом, а послушник почувствовал в душе несказанную радость и умиление. Он попросил гостя записать эту песнь, и, поскольку в келии не оказалось нужных для этого принадлежностей, начертание слов нового песнопения произошло также чудесным образом: инок написал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, сразу же стал невидим, а икона еще долгое время излучала чудесный свет.

Чудотворный образ, перед которым была воспета в первый раз новая песнь Богоматери, был перенесен афонской братией в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы монастыря Кареи,  где и доселе находится  в алтаре на горнем месте, источая благодатные дары исцеления всем поклоняющимся ему с верою и любовию.

Празднование иконе совершается 11/ 24 июня.

Иконография

Первоначальная чудотворная икона, о которой повествуется в предании, не являлась в собственном смысле слова образом Божией Матери «Достойно есть», иконография которого сложилась уже в позднейшие времена. Она была обыкновенным поясным изображением Божией Матери с Младенцем на правой руке, представленным, скорее всего, в типе «Умиления».

На поздних иконах «Достойно есть» в память о чудотворном образе, перед которым молились послушник и инок-ангел, сохраняется эта двухфигурная основа иконы, состоящая из  изображений Божией Матери и сидящего на Ее правой руке, прильнувшего к Ней Младенца Иисуса. Остальные элементы иконы представляют собой уже плод духовного осмысления произошедшего события. На уровне голов Богородицы и Христа с обеих сторон представлены два ангела с простертыми руками, а в самом верху иконы изображается Бог Отец в окружении Небесных Сил Бесплотных. Ангельские образы в иконе «Достойно есть» напоминают о небошественности (сошествии с небес) самого песнопения. Сами изображения Богородицы и Младенца приобретают новые черты, которыми подчеркивается царское достоинство Христа и Его Пречистой Матери. На главах обоих в иконе пишутся короны, а взгляды Богоматери и Иисуса направлены в одну сторону - в направлении развернутого свитка, который Младенец держит в своей деснице. Этот свиток содержит слова известного пророческого изречения о Христе, говорящего о Нем как о Царе мира: «Дух Господень на Мне, сего ради помаза Мя».

Известны и другие иконографические типы, изображающие песнь «Достойно есть». Это, прежде всего, пространный иконографический сюжет на тему данного песнопения с изображением молитвенного обращения к Богородице ангелов и чинов святых, который широко распространился в древнерусской храмовой стенописи XVII века. По своей иконографии он сближается с фресковым изображением «О Тебе радуется», помещавшимся обычно в те времена в алтаре храма. Божия Матерь представляется в полный рост, держащей на  руках Предвечного Младенца. Над Ней в облаках изображается Бог Отец или благословляющий Иисус Христос. По сторонам от Божией Матери представляются ангелы и святые разных чинов в иерархическом порядке. Вокруг центрального образа Богородицы обычно пишется сам текст молитвы «Достойно есть».

Изображения с подобным сюжетом встречаются и на особых сосудах - панагиарах, поскольку молитва «Достойно есть» является неотъемлемым элементом чина о Панагии. Этот чин и доныне сохраняется в монастырях. Он представляет собой торжественный обряд, когда на монастырскую трапезу из храма, где совершалась Литургия,  в особом сосуде, панагиаре, переносится хлеб в честь Божией Матери, который по окончании трапезы раздробляется и раздается братии. В чине прославляется Пресвятая Богородица как наша Заступница перед Богом, родившая  Христа - Хлеб Жизни, питающий наши души. В ХVI-ХVII веках Богородичный хлеб было принято вкушать и тогда, когда литургия не совершалась. Частицы Богородичного хлеба переносились в особых складнях, которые носили на груди. Эти складни с образом Богоматери также получили название «панагий», а впоследствии панагии - нагрудные изображения Божией Матери - стали носить епископы.

Списки с иконы

В русских храмах можно найти немало списков с прославленной иконы «Достойно есть» («Милующей»). Существуют и посвященные этому образу храмы.

В 1999 году, в Москву, на подворье Троице-Сергиевой Лавры, со Святой Горы Афон была прислана икона Божией Матери «Достойно есть». Эта икона - список с первоначального чудотворного образа, находящегося в алтаре соборного храма в административном центре Афона Карее. Написана она иконописцами-святогорцами из Скита святителя Николая, кисти которых принадлежит также список с Иверской иконы Божией Матери, находящийся в Иверской часовне в Москве. Появление в русской столице освященного на Афоне списка с чудотворного образа «Достойно есть», несомненно, является знаком особой милости Пресвятой Богородицы и Ее всегдашнего попечения о нас.