Главная / Азы православия / Поведение в храме

Поведение в храме

Православный храм - это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни.

Приходить к службе надо заблаговременно. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой.  Так же, женщины должны приходить в храм одетыми соответственно своему полу. Одежда и мужчин, и женщин должна быть опрятной и не вызывающей.

Во время богослужения прихожане прикладываются к иконам; при совершении таинства миропомазания целуют Евангелие; при совершении таинства причащения (Евхаристии) прикладываются к основанию Чаши со Святыми Дарами; после окончания службы, перед выходом из храма - ко кресту. Поэтому для женщин, пришедших в храм, недопустимо использование губной помады. 

Перед входом в храм (и перед выходом) пологается сотворить три поясных, а в пост три земных, поклона. По старым обычаям в храме мужчины встают в правой части, а женщины - в левой. В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся. Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом.

Приходить с детьми в храм - это очень хорошо. Христос сказал об этом: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Но родителям надо соизмерять время пребывания своих детей в храме с их индивидуальными силами и нравом. Церковная служба без перерыва длится примерно 2 часа и только "опытный" маленький прихожанин может все это время вести себя подобающим образом. Если предотвратить шалости и крики не представляется возможным, следует выйти с ребенком из храма.

 В 1668 году на Руси в богослужебное употребление вместо молитвословного общего "глаголения" введено "партесное", то есть клиросно-хоровое пение. Таким образом, подпевать хору можно только очень тихо, а при общенародном пении Символа веры и Отче наш надо стараться соизмерять громкость своего голоса со своими певческими способностями.

Сидеть в храме дозволяется только в случае недомогания и сильного утомления. Если вам пришлось сесть (лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах), то нельзя сидеть, закинув ногу на ногу. При этом, надо так рассчитывать свои силы, чтобы обязательно стоять во время Евхаристического канона, чтения Евангелия и чтения шестопсалмия. В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним (достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней). Таинства исповеди, елеопомазания и Евхаристии, как правило, всегда принимают несколько человек, и поэтому, для соблюдения благочиния, дествуют следующие правила очередности: сначала идут дети и мамы с младенцами, потом идут мужчины, потом женщины. На таинстве Евхаристии, подходя к Чаше со Святыми Дарами руки требуется держать перекрещенными на груди (правая рука сверху, кисти на плечах), чтобы случайно крестным знамением не опрокинуть Чашу. После причастия подходить к получению запивки ("теплоты") и частицы просфоры надо также по очереди и, получив запивку и частицу, сразу отходить в сторону, чтобы не создавать затор у столика раздачи. 

На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными или птицами. Делать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие. Оставаться в церкви надо до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Главное же в храме - это взаимная любовь прихожан, понимание содержания службы и сознание того, что ты на встрече с Богом.