объявление:
Внимание! Отменена литургия в пятницу 02.06!
|
Икона Божией Матери Милующая
Во время совершения всенощной службы в монастыре, послушник и его неведомый гость начали молитвенные песнопения. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба обратились к Ее иконе «Милующей», находившейся в келии, и стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Незнакомец заметил, что у них по- другому величают Божию Матерь, добавляя перед «Честнейшую...» слова «Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Матерь Бога нашего». От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом, а послушник почувствовал в душе несказанную радость и умиление. Он попросил гостя записать эту песнь, и, поскольку в келии не оказалось нужных для этого принадлежностей, начертание слов нового песнопения произошло также чудесным образом: инок написал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, сразу же стал невидим, а икона еще долгое время излучала чудесный свет. Чудотворный образ, перед которым была воспета в первый раз новая песнь Богоматери, был перенесен афонской братией в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы монастыря Кареи, где и доселе находится в алтаре на горнем месте, источая благодатные дары исцеления всем поклоняющимся ему с верою и любовию. Празднование иконе совершается 11/ 24 июня. Иконография Первоначальная чудотворная икона, о которой повествуется в предании, не являлась в собственном смысле слова образом Божией Матери «Достойно есть», иконография которого сложилась уже в позднейшие времена. Она была обыкновенным поясным изображением Божией Матери с Младенцем на правой руке, представленным, скорее всего, в типе «Умиления». На поздних иконах «Достойно есть» в память о чудотворном образе, перед которым молились послушник и инок-ангел, сохраняется эта двухфигурная основа иконы, состоящая из изображений Божией Матери и сидящего на Ее правой руке, прильнувшего к Ней Младенца Иисуса. Остальные элементы иконы представляют собой уже плод духовного осмысления произошедшего события. На уровне голов Богородицы и Христа с обеих сторон представлены два ангела с простертыми руками, а в самом верху иконы изображается Бог Отец в окружении Небесных Сил Бесплотных. Ангельские образы в иконе «Достойно есть» напоминают о небошественности (сошествии с небес) самого песнопения. Сами изображения Богородицы и Младенца приобретают новые черты, которыми подчеркивается царское достоинство Христа и Его Пречистой Матери. На главах обоих в иконе пишутся короны, а взгляды Богоматери и Иисуса направлены в одну сторону - в направлении развернутого свитка, который Младенец держит в своей деснице. Этот свиток содержит слова известного пророческого изречения о Христе, говорящего о Нем как о Царе мира: «Дух Господень на Мне, сего ради помаза Мя». Известны и другие иконографические типы, изображающие песнь «Достойно есть». Это, прежде всего, пространный иконографический сюжет на тему данного песнопения с изображением молитвенного обращения к Богородице ангелов и чинов святых, который широко распространился в древнерусской храмовой стенописи XVII века. По своей иконографии он сближается с фресковым изображением «О Тебе радуется», помещавшимся обычно в те времена в алтаре храма. Божия Матерь представляется в полный рост, держащей на руках Предвечного Младенца. Над Ней в облаках изображается Бог Отец или благословляющий Иисус Христос. По сторонам от Божией Матери представляются ангелы и святые разных чинов в иерархическом порядке. Вокруг центрального образа Богородицы обычно пишется сам текст молитвы «Достойно есть». Изображения с подобным сюжетом встречаются и на особых сосудах - панагиарах, поскольку молитва «Достойно есть» является неотъемлемым элементом чина о Панагии. Этот чин и доныне сохраняется в монастырях. Он представляет собой торжественный обряд, когда на монастырскую трапезу из храма, где совершалась Литургия, в особом сосуде, панагиаре, переносится хлеб в честь Божией Матери, который по окончании трапезы раздробляется и раздается братии. В чине прославляется Пресвятая Богородица как наша Заступница перед Богом, родившая Христа - Хлеб Жизни, питающий наши души. В ХVI-ХVII веках Богородичный хлеб было принято вкушать и тогда, когда литургия не совершалась. Частицы Богородичного хлеба переносились в особых складнях, которые носили на груди. Эти складни с образом Богоматери также получили название «панагий», а впоследствии панагии - нагрудные изображения Божией Матери - стали носить епископы. Списки с иконы В русских храмах можно найти немало списков с прославленной иконы «Достойно есть» («Милующей»). Существуют и посвященные этому образу храмы. В 1999 году, в Москву, на подворье Троице-Сергиевой Лавры, со Святой Горы Афон была прислана икона Божией Матери «Достойно есть». Эта икона - список с первоначального чудотворного образа, находящегося в алтаре соборного храма в административном центре Афона Карее. Написана она иконописцами-святогорцами из Скита святителя Николая, кисти которых принадлежит также список с Иверской иконы Божией Матери, находящийся в Иверской часовне в Москве. Появление в русской столице освященного на Афоне списка с чудотворного образа «Достойно есть», несомненно, является знаком особой милости Пресвятой Богородицы и Ее всегдашнего попечения о нас. |
Новости
24.03.2023
Установлен крест на главном куполе реставрируемого храма!
15.01.2023
Результаты конкурса рождественских инсталляций
08.01.2023
Состоялось праздничное выступление учеников воскресной школы нашего прихода
07.01.2023
На сайте новая фотогалерея "Рождество Христово"
13.12.2022
Диакон отец Александр рукоположен во пресвитера. Иван Анатольевич Новиков рукоположен во диакона.
|